Общая информация о киберспорте

Всем привет!
Цель этой статьи является популяризация формата 7/42 и помощь начинающим игрокам, а также полевым командирам, желающим участвовать и побеждать в турнирах проводимых в игре World Of Tanks.
Мое личное знакомство с игрой World Of Tanks началось с августа 2011 года и один раз сыграв свой первый бой, я вот уже три года не в силах «выйти в ангар». Начиная играть я получал незабываемый фан от самой игры, это было что-то абсолютно новое для игроков  онлайн игр. Через какой то период времени в World Of Tanks  играли почти все мои друзья, проводящие свой досуг в компьютерных играх и в результате знакомств с новыми игроками живущих в г. Сумы я попал в ряды клана Sumy.
Со временем я стал обращать внимание на свой скилл, я вкусил вкус нагиба играя взводами с друзьями и получил немало удовольствия и опыта катаясь в ротных боях.
В последнее время я основательно увлекся командными боями формата 7/42.
Играя, я «шуршал» по страницам интернета в поисках ответа как же строить свою команду 7/42. Скажу сразу, что для себя я ответ нашел. Совсем недавно, мы создали свою новую команду и, являясь бойцом команды Refil вместе с моими друзьями, я пробую свои силы в различных турнирах. Как создать боеспособную команду? Вариантов ответа на этот вопрос можно услышать с десяток и все они будут разные. Ниже я предлагаю Вам ознакомиться с интересной, на мой взгляд, статьей, которую я нашел на одном из сайтов танкистов. Для удобства чтения мною было нарушено несколько авторских прав, бессовестно внесены исправления в тексты оригиналов, в общем, взято все лучшее и выброшено несущественное. Так как информация собиралась мною на протяжении определенного времени в тексте могут быть ссылки на довольно старые патчи игры, но в целом информация актуальна и думаю, будем всем полезна.
До встреч на полях сражений World Of Tanks, с уважением  Sumyforever.
 
1. Формат 7/42 - что это?
7/42 - это специальный формат, в котором проводится подавляющее большинство киберспортивных турниров в игре World Of Tanks. Цифры означают, что в команде может быть не более 7 танков (здесь и далее под танками подразумеваются не только тт, лт и ст, но и, в том числе, пт и арта), совокупным количеством не более 42 очков. При этом, один уровень танка равен одному очку. Например, один танк восьмого уровня равен 8 очкам. Максимально возможный уровень танков в данном формате - восьмой. Ряд лиг могут выставлять дополнительные ограничения, например, арта не выше 6го уровня (о лигах подробнее в финальных разделах гайда).
Наиболее распространенный набор техники в формате - 5 танков 8го левела (5×8=40) плюс 2 танка первого левела (1×2=2), итого 40 2 = 42 очка. Важно понимать, что при уменьшении количества техники, количество максимально возможных очков также должно уменьшаться. Как правило, на 6 танков нельзя брать более 41 очка, а на 5 - более 40. Опять же, чаще всего, участие менее чем 5 танками не допускается. Более подробно различные варианты сетапов рассмотрены ниже, в разделе "занимательная математика".
Победа в бою достигается уничтожением всей техники противника или захватом базы. Отдельно в некоторых (далеко не во всех!) турнирах действует так называемое "правило 8 очков". Оно означает, что по завершении времени боя выигрывает та команда, которая уничтожила техники противника на 8 очков больше, чем потеряла своей (например, потеряла один ис3, а уничтожила два). Кстати, бои в формате 7/42, как правило, длятся 10 минут.
В завершение этого стартового экскурса, хотелось бы рассказать в двух словах, собственно, о проведении боев и турниров формата 7 /42. Для обычного игрока их можно разделить на 2 большие группы. Первая - турниры, проводимые компанией Wargaming или при ее участии - в этих турнирах игрок, вступивший в команду, получает в условленное время автоматическое приглашение на бой (в клиенте игры внизу появляется закладка так называемых "спецбоев", такая же, как и при участии в сражениях на глобальной карте). Вторая - турниры, проводимые всевозможными киберспортивными системами или лигами (ESL, WEPLAY и т.п.) в них команды-противники самостоятельно проводят бои в созданной капитаном одной из команд тренировочной комнате, после чего вводят результаты на сайте данной лиги. Подробнее о различных лигах будет рассказано в завершающих разделах статьи.
 
2. А можно посмотреть?
Если вы никогда не видели "в живую" бои в формате 7/42, лучшим вариантом будет посмотреть профессионально организованные трансляции Golden-league от Wargaming - http://wgleague.ru/. Их канал на youtube находится тут - www.youtube.com/wglru. Бои комментируют профессиональные обозреватели, опытные киберспортсмены. Специальные моды у ведущих позволяют наглядно увидеть картину боя.
В виду того, что тактики в 7/42 весьма многообразны, не все бои будут интересны неподготовленному зрителю, однако, большая часть из них - действительно азартное танковое рубилово. Приятного просмотра.
 
3. Какие танки используются в 7/42 и почему?
Заглянув в раздел "ищем игроков" любого турнира, вы столкнетесь с тем, что практически в любую команду требуются игроки с одним и тем же набором техники. Здесь мы приводим этот набор по состоянию на патч 8.7 с краткими комментариями. Следует учитывать, что даже в средней команде от игрока требуется иметь 1-2 перка у экипажа танка. Не обязательно иметь все из перечисленных ниже танков, чтобы попасть в команду, но набор из тт 13-90 T69 T1 cunningham сейчас практически "маст хэв".
Танки, используемые в 7/42, можно условно разделить на 4 группы: «терпилы», «дд (дамаг дилеры, дамагеры)», «поддержка (саппорт)» и «свет». Также, в зависимости от карты и сетапа, одни и те же танки могут выполнять разные функции (например на городских картах энск и химмельсдорф T69 как правило исполняют роль саппорта, при основных дд в исполнении 50-100 и терпилах ис-3/T32, а на открытых и смешанных картах типа степей или рудников те же T69 сочетают функции терпил и саппорта, «танкуя» для хрупких 13-90).
 
Терпилы:
Ис-3. Отличный танк прорыва, защитник "барабанного картона" и агрегатор (поглотитель) дамага. При этом сам может вкинуть весьма неплохо. Обладает одним из лучших альфа-страйков на уровне (лучше только у пт-сау и T34), что позволяет ему отлично проявлять себя в позиционной игре.
Т32. Раньше использовался чаще, чем ис-3, теперь существенно реже. После патча 8.6. отмечается некоторое восстановление интереса к T32, но используют его крайне ограниченно под отдельные карты и боевые задачи. Основное преимущество - крепкая башня и отличный в сравнении с ис-3 обзор, а также хорошие увн, что и позволяет использовать его на таких картах, как степи, прохоровка, уайдпарк, иногда химмельсдорф и монастырь. Кроме того, также как ис-3 (а скорее даже лучше) может контрить T69, поскольку борта очень хорошо защищены гусеницами от нанесения дамага кумулятивными снарядами. Ну и не стоит забывать, что у T32 очень крепкий боеуклад, и ему не грозят блоуапы или доигрывание матча с поврежденной боеукладкой (что часто случается с ис-3). По сути основной минус T32 в сравнении с ис-3 это меньший альфа-страйк, что сказывается при позиционной игре и редких одиночных выстрелах по противникам.
110 (Китай) - очень редко используется как аналог ис-3, с чуть меньшим кд, кумулятивными снарядами вместо подкалиберных (если используется 122-мм стоковая пушка), более крепким и рикошетным лбом, но более слабыми бортами и возможностью загореться от пробития в лоб.
КВ-5 — самый большой запас HP на уровне, лучший ДПМ среди небарабанных танков 8 уровня. Используется как на закрытых картах (энск чаще, чем химмельсдорф, так как карта меньше, а кв-5 страдает от неважной подвижности), так и полузакрытых (например, руинберг) как отличное средство впитывания огромного количества урона (единственный танк, при доле везения способный пережить барабан 50-100) и нанесения хорошего дамага при игнорировании его противником.
 
ДД (Дамаг - дилеры):
50-100. Основной дамагер. Убивает всех в щи. Из минусов: долгое кд (ка-дэ = кулдаун = перезарядка), отсутствие брони (пробивается даже пулеметами T1, более того, охотно этими T1 поджигается). Основной плюс — убивает любой одноуровневый танк за 1 барабан.
Т69. Очень быстро набравший популярность танк. Основная особенность - очень маленькое время кд как барабана, так и между выстрелами в барабане. Универсальная машина для поддержки в тяжелых сетапах и для повышения дпм в легких. Ему есть место практически на любой карте. Он может в одиночку прикрыть направление, но танковать им не желательно - лучше раздать атакующим 800-1000 дамага и убежать на перезарядку, тем самым притормозив их продвижение. Может наступать и дамажить вместе с 50-100 а потом, перезарядившись гораздо быстрее, прикрыть их. Также может "торговать башней", рикошетной и с отличными увн. Минус — его кумулятивные снаряды, пожираемые экранами и гусеницами. Также нередки криты боеукладки и блоуапы (перк бесконтактной боеукладки очень рекомендуется).
13-90. Незаменимый танк на открытых и некоторых полузакрытых картах. Отличная динамика и почти полтора кило дамага в барабане. Минусы — танк с очень медленно сводящейся и неточной пушкой (однако в патче 8.6. точность всех танков существенно апнули), а также задним расположением башни и неважнецкими увн. Что в сумме означает большие требования к скиллу его водителей.
 
Саппорт:
WZ-132 – отличный танк поддержки для открытых карт (степи, прохоровка). Проигрывает 13-90 в прямом столкновении, но, в отличие от француза, не имеет барабана, т.е. нет нужды экономить снаряд на Т1 или прострел кустов, также может добирать соперников во время их кд. Обладает отличной динамикой, маскировкой и обзором, как светляк превосходит 13-90.
Т71. До патча 8.6 использовался как замена одной из восьмерок для повышения одного из танков до 2 левела (как правило, чтобы взять арту 2го левела - бизон). С исчезновением арты существенно потерял актуальность. Тем не менее - отличный светляк и неплохой дамагер.
 
Свет:
T1 cuningham - самый распространенный в 7/42 танк 1го уровня. Используется с пулеметом "hispana suiza". Забирает с барабана практически любого одноклассника, при этом способен очень быстро доехать до нужного куста и встать в пассивный просвет. Кстати, при правильном использовании этот пулемет накоротке пробивает и часто поджигает 13-90 и 50-100. Также иногда используется с пушкой "brouning", но в этом случае обречен в дуэли с оппонентом, использующим "испанку". Основной минус пулемета "hispana suiza" - небольшая предельная (360м) и эффективная (150-200) дистанция стрельбы.
Leighttrakror - в последнее время начал использоваться наряду с Т1. Намного менее подвижен, по сравнению с Т1, в большинстве случаев проиграет пвп против Т1 с пулеметом, зато имеет больший обзор и отличную дальнобойную пушку (сток), способную уверенно пробивать 13-90 с большого расстояния.
 
Далее - редко используемые в настоящий момент танки.
VK2801 (толстопард) - до нерфа самого толстопарда, кумулятивов, а также арты использовался в сетапах с артой, сейчас практически не встречается, хотя после апа точности, его фугаска на голде - грозное оружие против 13-90.
Пз1с. Очень быстрый танк 3-го уровня. Используется с артой 6 левела.
Т2lt. Если один из ваших танков - 7го уровня (или вы взяли арту), этот отличный светляк используется вместо T1. Мало кто знает, но при одинаковом пулемете с T1, у "тэдвалета" время кд барабана меньше, чем у T1.
 
Арта.
Как можно видеть выше, использование арты до патча 8.6. делало востребованным достаточно большое количество разноуровневых светляков. Сама арта тоже использовалась разная. Наиболее популярными были бизон и штурмпанцер на 2-3 лвл, гвп, лорейн51, объект 261 на старших. После нерфа использование арты практически прекратилось, однако случаи бывают разные. Боеспособными по итогам патча 8.6. можно признать лор. 155-51, американскую арту 6 лвл М44 (сетап с пз1с), французскую арту 4 лвл АМХ 105 АМ 47 mle (но адекватного света на 5 уровне увы больше нет), неплохо в тестовых боях показала себя британская арта 6 уровня FV304 - углы вертикальной наводки у этой арты больше, чем у бизона но, увы - низкая дальность стрельбы и неважный дамаг для 6го уровня.
 
4. На каких картах играют в 7/42 и какие сетапы берут чаще всего?
Список карт для турниров 7/42 достаточно ограничен, и как правило в него попадают карты, хорошо сбалансированные по респам и не провоцирующие чрезмерно пассивную игру. Например после патча 8.6. из лиги Варгейминг были убраны рудники и прохоровка. При этом, в "независимых лигах" (таких, как ESL) они остались.
Далее мы рассмотрим основные типы карт, используемых в турнирах, и характерные для них сетапы техники.
Закрытые городские и полугородские карты. Химельсдорф, Энск, Руинберг
Для закрытых карт характерны тяжелые сетапы с использованием 2-4 барабанных танков 8 лвл (50-100, T69 в разных сочетаниях), а также 1-2 ис-3/T32 для их прикрытия и сбора дамага. В качестве подсвета применяют Т1. На Руинберге можно видеть в сетапах 13-90, поскольку карта дает возможность полноценной игры через "зеленку".
Полузакрытые карты: Монастырь, Ласвилль, Рудники.
На данных картах разнообразие возможных стратегий приводит и к разнообразию сетапов. Именно на них до 8.6. часто встречалась арта как низких, так и высоких уровней. Даже сейчас эти карты изредка играются с артой. Обычно командир делает выбор между более мобильным (упор на 13-90) и более дамажным (упор на 50-100) сетапом, в зависимости от рельефа карты могут использоваться в большем или меньшем количестве T69. Использование классических тяжелых танков, таких как ис-3, в основном неоправданно. Участвуя в нерегулярных турнирах против неопытных команд, можно встретить и экстремально тяжелые сетапы (5×ис-3) с расчетом на полный деф. В целом, даже сейчас полузакрытые карты дают максимальный простор для полета тактической мысли и экспериментов.
Открытые карты: Степи, Прохоровка.
До 8.6. игрались стандартом из 13-90, т-50-2 и арты 6-7 лвл. В реалиях 8.7. наиболее распространенным сетапом у профессиональных команд стало 5×13-90 плюс два танка 1го уровня. Иногда слегка жертвуют мобильностью и добирают 1 или 2 T69 или даже 50-100 (раньше их использование было сильно затруднено из за арты). Как и в случае с полузакрытыми картами, всегда есть шанс столкнуться в турнире с командой, которая решит взять T32/ис-3 и встать в жесткий деф. Однако важно помнить, что такая тактика на открытых картах по сути бесперспективна, и профессиональные команды ее не используют.
 
5. Как соло-игроку попасть в 7/42?
Если у вас достаточно высокие показатели статы, наличествуют танки, описанные выше как основные (хотя бы 2-3 из них), есть голосовая связь и, главное, желание участвовать в турнирах, вы можете легко найти себе команду 7/42. Как правило, на официальном форуме World of Tanks, в разделе, посвященном любому турниру (а также лиге, например, ESL), есть разделы "игрок ищет команду" и "команда ищет игрока". Воспользовавшись последним и связавшись с капитанами нескольких команд, под требования которых вы подходите, вы сможете выбрать подходящую команду для себя.
Отдельный момент - бронзовая, серебренная и золотая лиги Варгейминга. Для попадания в "бронзу" команды играют в так называемых weekly cups - еженедельных чемпионатах. Пробиться в бронзу пытается огромное количество команд и найти среди них подходящую, вероятно, проще всего.
Следует, конечно, пытаться попасть в хорошую команду, которая не развалится после первого же поражения и способна пройти в бронзовую лигу. Признаки такой команды (не обязательно должны выполняться все): основана на базе клана, является вторым составом команды, уже играющей в одной из лиг, имеет опыт участия на ESL, использует специальный софт для связи, предъявляет конкретные требования к новичкам по технике, скиллу и онлайну. Попасть в команду, уже играющую в бронзе, серебре или золоте от ВГ, можно только в межсезонье. Как правило, требования в командах бронзы не сильно выше, чем в "викли", но количество вакантных мест ниже... для того, чтобы попасть в серебро, уже нужно быть весьма скилловым игроком, ну а в голден лигу берут только уникальных танкистов (например, топ 50 бронесайта или вот-ньюса, чтобы был понятен уровень участников).
Конечно, если команда формируется в вашем клане или среди знакомых танкистов, попасть в нее проще. Но, как и в ротах или на ГК, слабому игроку с недостаточно хорошей статистикой сложно попасть в сильную команду. Тут, наверное, следует сделать ремарку - под "хорошей" статистикой в первую очередь следует понимать средний дамаг и, в некоторых случаях, средний опыт и количество боев на турнирной технике. Логика вербовщика 7/42 такая же, как и при приеме в клан, за парой важных исключений: а) мало кому будет интересен высокий / низкий процент побед (ну кроме совсем тяжелых случаев), и даже для таких игроков дамаг будет решающим фактором б) показатели смотрят на конкретной технике и одноклассниках, то есть набустив рэйты на пз1с и хэлкете, но имея донный дамаг на тт 8 лвл, вы вряд ли сможете заинтересовать серьезную команду.
Предвидя знакомый любому, кто набирал народ в роты, баттхерт типа "насамам дели посоны 46пп гнут рондом а стотисты слеваюца инфа 146%" сразу хочу сказать - обилие команд таково, что даже очень слабый игрок может найти что-то для себя, или же создать свою команду 46пп и гнуть турниры. На мой взгляд, минимальный уровень в команде, желающей попробовать себя в соревнованиях - 800-1000 баллов на игрока по wn6/рэ вотньюс.
 
6. Хороший игрок в хорошей команде. К чему надо быть готовым?
В первую очередь - к требованиям хорошего онлайна. Для того, чтобы демонстрировать хорошие результаты и постоянно повышать свой уровень, команде 7/42 очень важно играть вместе как можно чаще - такова специфика формата. Подробнее о том, чем отличаются типичные тренировки в 7/42 от тренировок рот или гк, можно прочитать в п.14 статьи. Тут скажу лишь, что они, как правило, проводятся в формате товарищеских матчей и более интересны.
Раз тренировки проводятся в условиях, приближенных к боевым, то и серебра они требуют очень прилично. Хорошо, если вы играете на ис-3 - частенько можно использовать стандартные бб-снаряды. А вот на Т69 каждая тренировка может обходиться в весьма приличную сумму. Как правило, для создания условий, "максимально приближенных к боевым", расходники ставятся такие же, как и в реальном турнире, т.е. "заголдовые".
Играть хорошая команда старается не реже 2 раз в неделю. Итого 2 игры 2 тренировки - 4 дня онлайна. Понятное дело, игры и тренировки занимают не 100% времени, так, что и на рандом (ну... чтобы нафармить на треню :) ) время останется.
 
7. Инициатива в бою. Нужны ли "ротные хомячки"?
Вероятно, роты бывают разные. И команды 7/42 тоже. Но в основном подмечено, что хороший ротный игрок прежде всего отлично дисциплинирован и в точности выполняет приказы командира. Это важно и в формате 7/42, но тут, пожалуй, кроется и самое большое отличие. Количество игроков в турнирной команде меньше, сыгранность выше. Боестолкновения проходят гораздо быстрее, чем в ротных боях, и потеря даже одного танка 8 лвл критична для команды.
В такой ситуации микроконтроль (так, Вася, ты стреляй по Пете, а ты, Коля, прикрой Васю) не слишком эффективен. Поэтому зачастую игроки сами активно обмениваются боевой информацией в замесе (коллективный разум), задача кэпа - разгадать тактику врага и быстро придумать контрмеры / использовать появляющиеся тактические преимущества и возможности для победы. Понятно, что в такой ситуации игрок, простоявший в одном кусту "потому, что кэп сказал" весь бой, не слишком полезен для команды. С другой стороны - закоренелым рандомщикам с высоким личным скиллом порой сложно держаться в рамках обозначенной кэпом стратегии боя и это тоже плохо.
По сути успех боя во многом зависит от того, насколько хорошо игроки в команде чувствуют, когда нужно действовать точно по команде, а когда проявить инициативу. И да... ротные хомячки нинужны :)
 
Дальнейшая информация для командиров и тех, кто планирует ими стать.
 
Как создать свою команду 7/42 и добиться первых побед?
 
8. Интересен ли формат 7/42 успешному ротному/клановому/полевому командиру?
Безусловно, ответ на этот вопрос можно получить только самому, попробовав командовать в 7/42. Однако, данный формат дает огромные возможности для разработки и применения различных стратегий и позволяет в полной мере раскрыть скилл полевого командира. Меньшее количество техники и невозможность перекрыть все направления на картах делает весьма распространенной стратегическую позиционную игру, основанную на провокациях, обманных маневрах и ложных ударах. В сравнении с ротами или гк это примерно как шпага мушкетера в сравнении с топором дровосека. Лично мне не доводилось встречать успешного полевого, который, попробовав 7/42, решил, что этот формат неинтересен.
 
9. Что дает клану наличие команды 7/42? Киберспорт vs ГК
Большинство кланов, претендующих на серьезные позиции в иерархии мира танков и всеобщую известность (красный альянс, тузы, лолы и другие), уже имеют сильные команды, выступающие в самых престижных киберспортивных турнирах. Многие другие кланы топ100 создают свои команды или приглашают сильные команды под свое крыло. Безусловно, отчасти это дань моде. В отличии от ГК, стабильного потока голды из 7/42 не получить. Но, кроме поднятия чсв, собственная команда способна дать даже большому и сильному клану несколько важных бонусов.
Первое - пресловутая медийность. Стрим игры собственной команды, освещение ее успехов на оф.форуме и ресурсах клана, позволяют не только привлечь сильных игроков, но и дают лишний повод для гордости простому бойцу клана.
Второе - наличие альтернативы для хороших игроков. Для тех, кому гк надоела, а рандом кажется сборищем клешнеруких членистоногих, турниры станут источником нового интереса к игре.
Кроме того, тренировки и игры 7/42 отлично бустят скилл тактики у полевых командиров и скилл командной игры у обычных игроков.
Но, поскольку основное количество читателей данной статьи не входят в кланы, способные похвастаться долгой историей, вхождением в топ-альянс или стабильным удержанием земель на глобальной карте, именно для ком. состава таких кланов попробую дать сравнение, что лучше - 7/42 или ГК.
Для среднестатистического клана у гк есть 2 больших преимущества: а) буст к набору скилловых игроков и б) голда в казне. Важно понимать, что эти плюшки вы получаете, только если воюете успешно и стабильно имеете хотя бы 1-2 провинции. В иных случаях трудоемкие, но безуспешные попытки высадиться на глобальную карту достаточно быстро побудят игроков искать себе более успешные знамена.
Ну, а чем же отличается 7/42?
Первое. В основном турнире "Wargaming.net League" команды сгруппированы по лигам. Это значит, что вы будете играть в основном с командами вашего уровня, у которых вполне можно выигрывать. По мере роста скилла, ваша команда будет подниматься все выше в турнирной иерархии, получая все большие награды за победу. Например, выигрыш в лан-финале ру-кластера голден-лиги WGL принес команде The RED RUSH (теперь называется NAVI) 50000$. Игра с равными соперниками, на мой взгляд, самое кардинальное отличие турниров от ГК.
Второе. Для игры в турнирах требуется от 7 до 20 человек. То есть от одного минимального состава до двух полных команд с запасными игроками. Такое количество людей может позволить себе даже небольшой клан. Две команды в составе лучше одной - больше пространства для маневра, есть возможность тренироваться внутри клана, но по сути для успешной игры это не критично. Для успешной игры на глобалке нужны минимум 2 полные роты плюс 15, а лучше 30 дополнительных игроков-фишек. Итого не менее 45 человек, причем у 30 должна быть техника 10 лвл и прямые руки. Таким образом для небольшого клана создать команду 7/42 проще, чем держать провинции на ГК.
Третье. Дипломатия и альянсы. Без них на ГК результативно действовать весьма не просто. И чем меньше клан, тем меньше у него дипломатических рычагов и возможностей. Хотя дипломатию нельзя однозначно назвать минусом ГК. Просто фича на любителя. В 7/42 дипломатии нет, максимум что потребуется - адекватность и пунктуальность при поиске партнеров на тренировки.
 
10. С чего начать создание команды?
В первую очередь, необходимо понять, что за команду вы создаете. В каких турнирах вы планируете участвовать, и что для этого нужно. Обязательно стоит посмотреть хотя бы десяток боев на разных картах, чтобы понять, как играют в этом формате. Дальше можно начинать поиск игроков, регистрацию в лигах и так далее (о чем будет рассказано ниже). Хорошим вариантом будет найти среди знакомых опытного кэпа 7/42 или, если такой вариант возможен, самому поиграть в хорошей сыгранной команде или хотя бы поучаствовать в тренировочных (товарищеских) боях.
Если у вас есть клан с игроками, часто катающимися друг с другом в ротах или взводах, это отличный ресурс, который можно использовать для создания "костяка" команды, что облегчит отбор. Единственное - не советую загонять игроков в команду "из под палки", как в некоторых кланах практикуется обязательное участие в ротах и на гк. Также не продуктивно удерживать в команде игрока, не желающего играть в 7/42.
Кроме того, если у вас до сих пор нет TeamSpeak’а или RaidCall’а, нужно обязательно установить соответствующее ПО и настроить канал для связи в команде. Людям, совсем не опытным в этом вопросе, рекомендую RaidCall (как гораздо более простой в установке и администрировании), хотя по практике ТимСпик имеет гораздо более стабильную связь. Внутриигровой связью пользоваться не рекомендую.
 
11. Где искать игроков, и сколько их нужно, как проводить отбор?
С количеством все просто. Хорошая турнирная команда состоит из 8 игроков - основной семерки и запасного. Но для начинающей команды этот вариант скорее всего не подойдет. Дело в том, что основная на сегодня лига "Wargaming.net League" допускает замены только в межсезонье. Соответственно, 10 человек в команде (такое количество на сегодня максимальное для команд в чемпионатах от WG) повышают вероятность того, что к концу сезона вы дойдете в достаточном количестве для выставления полных составов на игру.
Скилл игроков и их стату оставляю на ваше усмотрение. В формате 7/42 сыгранность зачастую важнее скилла, это хорошо для слабых по уровню игроков, но сыгранных и опытных команд. По началу же будьте готовы, что даже набрав умелых игроков, вы будете проигрывать более слабым командам. Исходя из опыта игры в викли капах (подробнее о лигах написано ниже), могу указать примерные критерии по статистике для набора команды для участия в викли.
Статистика (минимальная!) игроков: на тяжах отбивают 80% своего хп, на 50-100 и Т69 отбивают свое хп, на 13-90 средний дамаг не ниже 800. Общий процент побед не менее 49%, общий РЭ не менее 900.
Для успешного участия в бронзовой лиге, попыток прохождения в серебро и результативной игры в ESL скилл игроков должен быть выше. Например, для бронзы нормой считается, когда игрок имеет средний дамаг равный или чуть выше чем хп своего танка на любом турнирном танке 8го уровня.
Как показывает практика, залог успехов команды - стабильный скатанный состав. Регулярно наступая стабильным составом на грабли, вы рано или поздно наработаете некую базу успешных решений для часто встречающихся ситуаций в боях, плюс будете видеть типичные ошибки в исполнении соперника и знать способы ими воспользоваться. Исходя из этого, основной упор при строительстве команды стоит делать именно на подборе игроков, способных уделять время командной игре тогда и столько, сколько нужно. Возможно, придется даже предпочесть игрока менее умелого, но со стабильным онлайном.
Все игроки (и запасные тоже, иначе в них смысла нет) должны стараться выдавать 100% онлайн. Заблуждением является мнение, что стабильный состав со 100% онлайном это признак про-команд, а команды менее амбициозные могут этим пренебречь - нестабильность состава один из основных факторов, влияющих на рост уровня игры команды.
Кроме того, провести точечную замену (в случае прекращения активной игры кем то из участников команды, или ухода игрока в другую команду) в скатанном составе гораздо легче как для самой команды, так и с точки зрения адаптации новичка.
Итак, предположим, что 4-5 человек вы нашли у себя в клане или среди знакомых. Дальнейший поиск нужно осуществлять в игре или на форуме. На официальном форуме вг существует большой раздел, где публикуются темы о турнирах. Почти в каждой отдельной теме про турниры есть раздел "поиск игроков". Это наиболее эффективное место для поиска новичков в команде. Там же вы можете посмотреть объявления более опытных вербовщиков. Основное правило - четко указывайте, под какие задачи создается команда, какие игроки по технике и статистике нужны, каковы требования к онлайну, сколько игр и тренировок предполагается в неделю, в каких чемпионатах и турнирах будет участвовать команда, какая программа используется для связи. В качестве способа связи оптимально указывать лс в игре лс на форуме. Пробовали и другие способы набора, например - создать тему в разделе набора рот или использовать лс в рандоме. Все они показали гораздо меньшую эффективность.
Если вы опытный полевой или вербовщик, вы знакомы с дальнейшими действиями по оценке игрока. Для остальных - кратко расскажем:
а) пообщайтесь в формате голосовой связи, расскажите о себе, узнайте про то, что хочет от вас и что может сам кандидат.
б) Прокатитесь с новичком 3-5 боев во взводе. Посмотрите, как он играет в рандоме: умеет ли стрелять, умеет ли анализировать ситуацию, активность, тимплейность и взаимодействие с совзводными. Разумеется, во взводе с вашей стороны должны быть достаточно пряморукие игроки - выбираете сейчас не только Вы но и Вас.
в) приглашайте соискателей на тренировки - очень важно, чтобы игрок пунктуально на них появлялся; раздолбаев и ленищ смело шлите лесом.
Будте готовы к тому, что не менее половины игроков, приглашенных в команду, отсеются в первые несколько недель.
В завершение хотелось бы затронуть вопрос сбалансированности состава: слишком большой разрыв между игроками команды по скиллу, на мой взгляд, мина замедленного действия. Всегда есть соблазн пригласить в команду игрока, способного стать лидером и тащить команду вперед. Но при сильном несоответствии уровня игрока среднему уровню команды возникает несколько негативных моментов: во-первых страдает микроклимат, ибо сильный игрок рано или поздно начнет выражать недовольство слабой игрой товарищей, а во-вторых реализовать потенциал сильного игрока в слабом окружении труднее, соответственно и команда может не получать от лидера того, на что рассчитывала. Поэтому, на мой взгляд, не стоит пытаться всеми силами заполучить локальную "звезду", но при этом при донаборе игроков (а это естественный и постоянный процесс) не стоит брать в команду игроков, не способных усилить ее игру. Просто нужно стараться, чтобы разрыв в уровне мастерства не был очень большим.
 
12. Как набрать 7 танков на 42 очка - занимательная математика
На случай, если вы не читали стену текста выше, основное правило - максимальный уровень танков в формате 7/42 - восьмой. В некоторых чемпионатах есть ограничение по уровню арты, но об этом позже. После патча 8.6. большинство сетапов сводится к 5 танкам 8го уровня и двум танкам 1го уровня (5×8 1×2=42). Однако, начинающие командиры и тут умудряются нарушать регламент и получать дисквалификацию. Дело в том, что в большинстве турниров не допускается уменьшение количества очков без уменьшения количества танков. То есть, использовать 6 танков на 42 очка (а в основном это Т2лт вместо двух Т1) - запрещено.
Бывает запрещено использовать менее 5 танков, но тут надо смотреть регламент конкретного турнира. В некоторых случаях, в основном, из-за использования арты, сетап, описанный выше, приходится менять. Считать альтернативные сетапы довольно просто. Например если вы понижаете один из 8х левелов до арты 6 лвл, у вас освобождается 2 очка, на которые можно поднять Т1 до танка 3 лвл. Понятно, что если вы берете арту 3 лвл то один из танков 8го лвл нужно поменять на светляка 6 лвл. И т.п. Повторюсь, к сожалению, патч 8.6. сильно сократил разнообразие сетапов, но wot постоянно меняется. Кто знает, что будет через полгода?
 
 
13. Как, зная карту, выбрать подходящий сетап? Общие рекомендации.
 
Выше мы уже рассмотрели основные карты, а также назначение наиболее часто используемой техники. Попробуем взглянуть на вопрос выбора более пристально. Кроме данного выше разделения тяжелых танков на дамаг-дилеров и терпил, танки можно условно разделить на альфа-класс и дпм-класс. Также примем во внимание скорость, маневренность, увн, наличие или отсутствие брони и барабана. Ну и главное - сетап должен соответствовать тактическим задумкам командира.
Танки с большой альфой и медленным кд, например, ис-3, имеют преимущество в перестрелках из-за угла, и, следовательно, их желательно иметь в сетапах на тех картах, где высока вероятность такой перестрелки (химельсдорф, энск).
Дпм-танки, такие как 50-100, имеют преимущество при атаках и врывах, соответствено, их необходимо иметь в качестве дополнения к альфа танкам (химельсдорф, энск), а также на картах, где вероятны встречи в известных ключевых точках (пригород руинберга, город ласвилля, ухо монастыря).
При этом альфа-танки как правило имеют низкую маневренность, что делает нежелательным (хотя и возможным) их использование на картах, требующих большого количества перетяжек (ласвилль, отчасти руинберг, утес).
Ключевые места встречи противников на холмах (ухо монастыря, гора химельсдорфа, степи, прохоровка, рудники, утес), а также боевые ситуации когда важно быстро нанести много дамага, делают желательным использование Т69 (иногда - вместо 50-100, иногда - для решения уникальных боевых задач именно для этого танка)
Большие открытые пространства или большое количество перетяжек и необходимость вести очень маневренный позиционный бой (степи, прохоровка, ласвилль, зеленка руинберга, монастырь, рудники, утес) делают необходимым использование быстрых танков (13-90, вз-132 как саппорт 13-90-м).
Пользуясь этими правилами, можно подобрать сетап под любую карту. Даже если вы ни разу не играли на ней и не видели, как это делают другие. Ниже описаны дефолтные сетапы для основных карт 7/42 и даны ответы на часто встречающиеся вопросы.
Химельсдорф и энск. Дефолтным сетапом является 2 × 50-100, 2 × ис-3, 1× Т69, 2 × Т1. Сочетание 50-100 и ис-3 позволяют как эффективно обороняться, так и атаковать противника. 69ка нужна для контроля подъема на гору (из-за увн), а также может саппортить 50-100.
Если 5 ис-3 перестреливают 5х 50-100 в заугловой перестрелке, почему не взять такой сетап? Потому, что исы слишком медленные для позиционного боя, будучи разделены, они погибнут под огнем 50-100 и Т69, а будучи объединены в один кулак не смогут эффективно контролировать карту.
Почему нельзя использовать 13-90. Главная причина - недостаточно хп и брони для войны в городе. Вместе с тем, маленький размер и городской тип карты не позволит в полной мере реализовать преимущество подвижности.
Почему не использовать 2-3 Т69. Три 69-ки слишком снижают общее количество хп и брони команды. Под две 69ки на этих картах есть тактики (как правило, нацеленные на быстрый врыв), использовать их можно.
Степи, прохоровка: дефолтных сетапа два: 5х13-90 2×Т1 или 2хТ69 3×13-90 2× Т1. Иногда один 13-90 меняют на wz-132. 69ки снижают подвижность сетапа, но очень эффективны в ряде случаев из за хороших увн, а также могут быстро выпустить барабан и перезарядиться при прямом столкновении.
Почему не эффективно использовать тяжелые сетапы на открытых картах? Из за медлительности. Подвижные 13-90 просто уйдут от прямого столкновения и захватят вашу базу. Если разделить силы и оставить кого-то на дэфе, мобильный противник разобьет силы по частям (три ис-3 или 50-100 не смогут выжить в столкновении с 5 13-90). Жесткий деф на свей базе может быть успешен, но выиграть таким образом не получится, а противник в крайнем случае может взять тяжелую арту для вскрытия такого дефа.
Руинберг: дефолтный сетап 2 х 50-100, 1 х 13-90, 2 х Т69. Часто мобильность увеличивают, беря второго 13-90 вместо одной 69ки или 50-100. Также встречается вариант с 2мя ис-3 или одним кв-5. Разнообразие сетапа связано с тем, что карта, по сути разделена на зеленку, где требуется мобильность, и город, где нужна броня и урон. В отличии от так же разделенного на 2 части энска, руинберг имеет больший размер, зеленка позволяет удобно атаковать базы противника мобильными танками.
Монастырь, рудники, утес. Как такового дефолтного сетапа нет. Используется сочетание барабанных танков, при этом, выбирая больше 13-90, вы получаете преимущество за счет мобильности, а использование большего количества 50-100 и Т69 дает прирост в броне и дпм. Таким образм, сетап очень сильно зависит от задуманной командиром тактики. Использовать 69ки на этих картах удобнее, чем 50-100, из за хороших увн. Неэффективно использование бронированных тяжей (ис-3) так как карты требуют большой мобильности.
Ласвилль. Дефолтный сетап 2х50-100 2х13-90, 1хТ69. Также дефолт тут весьма условный. Чем больше 13-90, тем лучше контроль карты, а она довольно обширна. 50-100 дают преимущество при лобовой встрече в городе. Т69 используются на 2й, 4й линии и на подходах к базам. Использование медленных бронированных танков также не эффективно.
В завершение нужно сказать, что 7/42 постоянно совершенствуется, сегодняшний стандарт - это вчерашний удачный эксперимент, поэтому экспериментировать с сетапами бояться не нужно.
 
14. Нужны ли тренировки, как их проводить, как найти спарринг-партнера?
Без всякого сомнения, регулярные тренировки являются одним из важнейших условий для хорошей игры команды 7/42. Не зря топовые киберспортивные коллективы тренируются по 4 часа и больше ежедневно. Конечно, для обычной команды это перебор, однако, 2-3 тренировки по 1-1,5 часа в неделю, вероятно, являются тем минимумом, ниже которого сыгранность команды пойдет на убыль.
В основном, тренировки проводятся с дружественными командами в формате товарищеских матчей. Малое количество игроков (действия каждого влияют на исход и хорошо заметны всем остальным) делает не такой обязательной отработку отдельных элементов тактики (фокус или прикрытие) - игроки все равно будут сталкиваться с этими упражененияии в каждом тренировочном матче - поэтому тренировки 7/42 в целом интереснее обычных ротных. Второй тип тренировок - изучение карт. В отличии от ГК, необходимо хорошо знать 5-6 карт, команда на тренировке катается вместе и изучает пути, прострелы, тайминги, стандартную расстановку, направления ударов и контр-ударов.
Для игрока 7/42 рандом тоже может служить для оттачивания мастерства на "профильном" танке. Желательно проводить на нем не менее 50 боев в неделю, чтобы "чувствовать машину".
Задача организации тренировок лежит на капитане команды. Лучше всего сделать их регулярными, выбрав вместе с игроками дни недели и время, удобное для большинства. Несмотря на то, что регулярной темы для поиска партнеров на тренировки на оф. форуме пока нет, найти команду-противника не так сложно. Для начала загляните в обсуждения лиг и турниров, частенько сообщения о поиске спарринг-партнера выкладывают там. Играя с другими командами в турнирах, предложите потренироваться им. Со временем в вашем контактном листе появится десяток знакомых кэпов, и поиск вариантов перестанет быть проблемой.
Естественно, выбирая партнера для тренировки, старайтесь искать команду, играющую лучше вашей, но не слишком. "Избиение младенцев" не будет особо интересно ни одной из сторон.
 
15. Кэп-диктатор vs коллективный разум
Смотря трансляции голден-лиги, когда ведущие включались в тимспики команд, можно обратить внимание, что процесс командования в бою у различных команд весьма отличается. Для кэпов (и игроков), привыкших к ротам и гк, возможно станет шоком, что эффективная организация боя возможна и без жесткого диктаторского командования. Однако, в 7/42 это так. Здесь можно встретить весь спектр стилей командования, от сверхжесткого до почти полной анархии в ТС. И это, судя по результатам команд, достаточно слабо связано с уровнем игры.
Пожалуй, единственная связка в 7/42 нежелательна: жесткий кэп безинициативные игроки. В условиях скоротечного боя и постоянно меняющейся ситуации каждый игрок в команде в идеале должен понимать, что от него требуется. Жесткое командование ослабляет эту инициативу. В результате, ваш тяж с полным хп будет стоять в том кусту, который вы показали, и даже не подумает отреагировать, если в 50 метрах за углом будут разбирать его тимейтов.
С другой стороны, при всей инициативности, игрок все же должен действовать в рамках вашей стратегической задумки, не подставляя команду и не теряя хп до нужного момента. Достигается это на тренировках и брифингах перед боем, где команда разбирает стандартные действия в предстоящем бою, а командир рассказывает о своих тактических задумках.
Непосредственно в столкновении с врагом, игроки должны активно делиться важной боевой информацией (“прикрой”, “фокусим иса”, “я на кд”) при этом нельзя допускать флуда и "советов постороннего" (советы частенько звучат от уже отправившихся в ангар игроков). Во многих командах игроки предлагают кэпу различные тактические ходы, это само по себе не плохо, тут главное, чтобы игрок правильно реагировал, если его предложение встретило отказ, и, конечно, прекратил обсуждение тактики и стратегии ровно тогда, когда нужно поехать и сделать то, что приказано. На самом деле, организация эффективного взаимодействия между игроками и между игроками и кэпом - одна из сложнейших задач в построении успешной команды 7/42.
В дополнение рекомендую посмотреть, как общаются в бою игроки команд голден-лиги.
 
16. Профильные танки у игроков
Снова обратившись к практике лучших команд, увидим, что игроки в них, в основном, играют на одних и тех же профильных машинах. Поскольку игроков основы всего 7, как правило, они совмещают несколько танков. Например, 50-100 или 13-90 на картах, где сотка не используется. Раньше также часто можно было видеть связку "арта Т1". Преимущества у такого подхода три. Первое - игрок, постоянно катающийся на одной и той же машине, начинает лучше чувствовать ее особенности и возможности, досконально знает, как и куда пробивать потенциального противника и т.д. Второе - роли техники бывают достаточно разные. Профессиональному ис-3 вид из "дупла Кириллоида" на площадь Химельсдорфа знаком, как вид из родного окна, при этом, он может весьма поверхностно представлять специфику заезда 50-100 на горку с нижнего респа. Третье - зачастую однотипная техника играет парами-тройками. Боевое взаимопонимание и четкость действий выше, если в паре всегда одни и те же люди.
На Т1 и других танках младшего уровня, как правило, тоже играют одни и те же игроки. Во многих командах один из Т1 - капитан. Однако, некоторые предпочитают кэпить с 8ок, чтобы лучше ориентироваться в ситуации во время массовых столкновений. В любом случае, не следует недооценивать роль Т1, зачастую, именно выигранная дуэль Т1 позволяет склонить чашу весов на сторону одной из команд.
 
17. Учимся тактике у мастеров - где посмотреть, как играют в 7/42 лучшие команды?
Выше уже давалась ссылка на трансляции ру-кластера голден лиги от Варгейминг http://www.youtube.com/WGLRU. Это на сегодняшний день самые качественные и информативные трансляции, где можно следить за тактикой обоих команд, а также услышать живое общение команд в бою. Ведущие, в основном, также обладают большим опытом в 7/42, между боями можно услышать много интересной аналитики, приводится статистика команд, последние киберспортивные новости.
Если wgleague ру-кластера показалось мало, рекомендую также посмотреть на игру в европейской и североамериканской лигах. Поверхностного знания английского будет вполне достаточно. Изюм североамериканской лиги в том, что уровень большинства команд там существенно ниже, чем на ру-кластере, поэтому для начинающей команды, которая на старте карьеры столкнется с такими же новичками, будет полезно посмотреть на более простые в исполнении тактики и более очевидные для неподготовленного зрителя ошибки и удачные ходы.
Свои каналы и стримы есть также у Weplay, на канале Starladder можно посмотреть игры кубка GeForce, а также формат 7/42 стримит ряд кланов: ESL на ProREDtv много 7/42 на канале Vspishka [Virtus.pro] например. Стримы там менее технически совершенные, но поучиться всегда есть чему. К тому же, по этим стримам можно научиться пикать команды, а также увидеть бои на картах "прохоровка" и "рудники", которые отсутствуют в текущем сезоне голден-лиги вг. Можно просто набрать wot 7 42 в поиске ютьюба и получите много всего интересного. Игры silver leegue wg и независиимых лиг можно также найти на твиче в разделе, посвященном world of tanks.
Также советую подписаться на паблики известных игроков в соц сетях. Зачастую там можно не только узнать последние новости, но и прочитать интересные размышления по тактике, анализ прошедших и предстоящих матчей и т.п. Вот наиболее интересные, на мой взгляд:
Левша (участник команды NAVI) http://vk.com/lebwa_wot
Дэд энжел (бывший топовый полевик 7/42 (Red Unity), ныне ведущий wargaming.net league) http://vk.com/pensiyatv
Бурка (бывший опытный игрок и кэп 7/42, ныне ведущий wargaming.net league)
Анна Леопольдовна (неожиданно да?) - это главный рефери голден-лиги http://vk.com/anna_leopoldovna_wgl
Впрочем, паблики есть практически у всех команд голден-лиги и многих топовых игроков.
 
Команда готова. Как теперь поучаствовать в 7/42?
 
18. Основные лиги и их отличие
Все регулярные лиги и турниры, проводящиеся на сегодняшний день, можно условно разделить на проводимые компанией Варгейминг или при ее поддержке и независимые. Основных отличий, по сути, два. В лигах и турнирах от ВГ сбор команды осуществляется на оф сайте WoT. Самый главный плюс - бои появляются у участников команды автоматически (такая же вкладка "спецбои", как при игре на гк). Самый главный минус - командного интерфейса, позволяющего один раз создать команду и далее участвовать ей во всех доступных лигах и турнирах, не существует. То есть, каждый раз на турнир или этап лиги команда создается заново. При этом, количество участников в команде, как правило, ограничено 10-ю, замены можно делать только в лиге Wargaming и только в межсезонье.
Независимые лиги ESL и Weplay - тут все ровно наоборот. Главный минус - автоматических боев нет, участники турнира проводят бои в тренировочной комнате, затем вводят результаты в специальные турнирные таблицы. Зато есть и огромный плюс. Команда создается один раз, и в ней может быть любое количество игроков.
На самом деле, участвовать несложно и там, и там. И большинство команд так и делает.
 
19. Что такое "Wargaming.net League" и как начать в ней играть?
Wargaming.net League (Лига Варгейминг) - это официальная лига от WG и на сегодняшний день самая многочисленная по количеству команд киберспортивная площадка wot. Бои проводятся автоматически. В общую стату игрока они не идут. Сайт лиги http://wgleague.ru/. Раздел "турниры" на оф. портале WoT http://worldoftanks....c/tournaments/.
Лига состоит из трех дивизионов - голден-лига (высший уровень, всего 16 команд), сильвер-лига (средний уровень, 48 команд в западной конференции и 32 в восточной), бронзовая лига (уровень для начинающих, в 1 и 2 сезоне 480 команд в западе и 320 на востоке, но количество команд планируется сократить). Как вы уже увидели, для бронзы и серебра есть разделение на западную и восточную конференции, с разным временем начала боев (для удобства игроков).
В лиге ВГ нельзя сразу начать играть ни в одной из составляющих лиг - путь наверх будет постепенным и, чтобы попасть в следующую лигу, нужно стать одной из лучших команд более младшей. Это, на самом деле, огромный плюс, так как большая часть команд, с которыми вам придется играть, будет одного уровня с вами. Что делает игры на каждой "ступени" динамичными и интересными.
Для того, чтобы попасть в "бронзу", нужно успешно отыграть в так называемых weekly cup. Это самая первая ступень. Именно с нее и предстоит начать новой команде. Викли-капы стартуют одновременно с началом нового сезона. Это, по сути, ряд повторяющихся 3х-дневных турниров, на каждый из которых нужно регистрироваться заново. Участвуя в этих турнирах, вы набираете очки, в зависимости от занятого места. При этом, очки за вашей командой сохраняются лишь в случае, если в каждом викли-капе она будет называться одинаково. По итогам всех викли-капов подсчитываются очки и определенное количество лучших команд проходят в следующем сезоне в бронзовую лигу. Например, во 2м сезоне викли-капов квота на участие в бронзе - 64 лучшие команды.
Особенностью викли-капов пожалуй является то, что не слишком сильная, но дисциплинированная команда может выйти в бронзу только за счет того, что принимала участие буквально в каждом cup-е, получая небольшое количество очков, но регулярно. Но из-за достаточно неудобной системы регистрации это не так просто, как может показаться. Количество участников каждого капа ограничено 128 командами. Поэтому для успешного участия вам необходимо а) заранее ознакомиться с расписанием открытий регистрации и игр б) довести эту информацию до игроков вашей команды, рассказав? где искать команду, под каким названием будет регистрироваться команда и какой пароль на вступление. В идеале, после того, как вы создадите команду, ваши тимейты должны без напоминаний в течении 2-3 часов вступить в нее и делать так в каждом викли-капе.
Как правило (на примере 2го сезона викли), расписание турниров составлено таким образом, что день начала боев является и днем регистрации на следующий кап. Это определенные дни недели. Например, старт 20го капа во вторник и регистрация на 21й кап тоже. Кап идет 3 дня, то есть, со вторника по четверг, по 2 матча в день. При этом формат игр - плей офф, что значит, что вы участвуете до первого поражения. В пятницу начинаются игры 21го капа и регистрация на 22й. И так далее. Игры проходят в 21:00 и 22:30 (мск), кроме последнего дня, когда играется 3 матча, включая финал, проведение которого назначается на 23:30. Точное время нужно смотреть в расписании турнира, оно может меняться.
Увидев, что команда заполнена, вы закрываете ее и подаете на рассмотрение. Важный момент - если вы пройдете в бронзу, то составом, допущенным к участию, будет тот, которым вы играли в последнем капе. От этого состава перед началом турнира можно будет сделать всего три замены. Поэтому очень внимательно подбирайте состав на последние викли-капы. Также в викли капах не разрешено участвовать игрокам, уже участвующим в других лигах (например бронзе) варгейминга. За это - дисквалификация.
Теперь немного пошаговых гайдов
Если ваши игроки заранее предупреждены о создании команды, они:
Заходят на офф. портал, раздел турниры (под своим аккаунтом).
Подраздел "турниры" (ниже банера)
Находят нужный викли кап
Находят нужную команду
Вступают в команду, введя заранее сказанный им вами пароль
Также можно после создания команды посто скопировать ссылку на нее из адресной строки браузера и отправлять участникам. Это сэкономит время на поиски.
Если все корректно, и вы подали заявку в составе 128 первых команд (именно подали, дата создания команды не учитывается) то в нужное время (за 5-10 минут до матча) у всех игроков команды в клиенте WoT появится вкладка "спец. бои" (как при участии на гк). Необходимо, чтобы игроки зашли в эту вкладку, после чего 7 из них нужно поднять в верхнюю часть таблицы и убедиться, что они поставили технику. По отсчету начнется сам бой. Тумана войны в турнирах нет.
Пройдя викли-капы, вы будете уже достаточно хорошо знать интерфейс автоматического проведения боев, так что подробно расписывать участие в бронзе и более высоких лигах я не буду. Ограничимся кратким описанием карьеры, которую проходит команда в дальнейшем (на примере 2го сезона вг-лиги):
Попав в бронзу, вы начинаете играть в группе, где каждая команда сыграет с каждой. Как правило, это 2 дня в неделю по 2 игры в 21:00 и 22:30 (мск). Команда, занявшая 1е место в группе, выходит во 2й тур, команды, занявшие 5е место и ниже - покидают бронзовую лигу.
Во втором туре команда также играет в группе с 6ю другими командами, первые 2 места в группе переходят в сильвер-лигу, третье место играет стыковые матчи с командой сильвер-лиги, претендующей на вылет по итогам сезона.
Игры в сильвер-лиге так же проходят в 2 этапа, две лучшие команды по итогам второго этапа попадают в голден-лигу, еще 2 - играют стыковые.
Если вашим любимым предметом была квантовая физика, и вы обожаете на ночь читать инструкции по монтажу и эксплуатации котельного оборудования, то вот вам еще пара ссылок:
регламент викли кап (западная конференция)
регламент бронзовой лиги (западная конференция)
 
20. Что такое ESL, и как начать в ней играть?
ESL - это самая известная на сегодняшний день независимая лига, проводящая еженедельные турниры 7/42 http://www.esl.eu/cis/wot. Игры (GoCIS4Wot Cup, гоу-фор-вот для стран снг) проходят по субботам в вечернее время (с 19:00 мск.). Количество команд в турнире в среднем начинается от 64. Средний уровень команд - серебряная лига вг, новичкам будет несколько сложно, зато позволит быстрее нарастить свой скилл игры в 7/42. Основной плюс ESL на мой взгляд - удобный командный интерфейс, которым ВГ пока похвастаться не может. Поскольку команда создается один раз, и в ней может состоять большое количество игроков, нет проблемы отсутствия игроков на замену, и не нужно каждый раз дергать участников команды для вступления в очередной турнир - кэп может сделать все сам.
Теперь, когда вы попытались зайти по ссылкам выше и разобраться самостоятельно, плюнули и закрыли сайт ESL, читайте, как просто и без лишних заморочек играть в ESL.
Действительно, основной минус ESL - крайне запутанный на первый взгляд интерфейс сайта, с механикой проведения турниров тоже надо разобраться. Однако, один раз разобравшись в том, как все это работает, дальше никаких сложностей вы испытывать не будете. Попробуем на примере стандартного турнира го4вот рассказать основные моменты.
Автоматического проведения игр нет. ESL - это отдельный сайт, на котором можно создать команду, включить в нее игроков и подавать заявки на турниры. Из команд, подавших заявку на конкретный турнир, формируется турнирная сетка в формате плей-офф. Нажав на конкретную пару команд, можно увидеть описание боя (время, карта, кто создает тренировочную комнату). Командир, увидев свою команду и противников в сетке, связывается с командиром команды соперника через специальный чат на сайте ESL и договаривается о создании тренировочной комнаты. Если тренировочную комнату создает противник, вы просто сообщаете ему ники игроков своей команды и заходите по приглашению. Если тренировочную комнату создаете вы, то задача выставить нужную карту, время боя, раздельную связь лежит на вас. Как правило, во внутреннем чате ESL, который автоматически создается между двумя играющими командами, узнаете кого приглашать в тренировочную комнату. Приглашенный капитан команды-соперника кидает в чат тренировочной комнаты ники игроков (так просто удобнее) и вы приглашаете их всех.
Далее пикаются составы команд (что это - прочитаете отдельно ниже) и проводятся сами бои. После завершения боя (или нескольких боев) проигравшая команда вводит результаты на сайте ESL, а выигравшая их подтверждает. Важный момент - у всех игроков должна быть включена запись реплеев а также отображение даты и времени сообщений.
Если у вас сложилось впечатление, что все как-то сложно, это не так. Достаточно разобраться один раз, и все становится понятным и логичным.
Теперь по шагам:
Как зарегистрировать команду в турнире.
Подать команду на участие может только капитан команды или его зам.
Заходим на ESL CIS (раздел для стран СНГ) подраздел турниров по WOT http://www.esl.eu/cis/wot/gocis4wot
Находим ближайший турнир GoCiS4Wot
Нажимаем "регистрация".
Соглашаемся с правилами и подтверждаем регистрацию.
Видим сообщение типа "мы вас обязательно зарегистрируем", через какое то время командиру и замам на e-mail, указанный при регистрации аккаунта ESL, придет подтверждение регистрации. После этого можно зайти на вкладку "участники" и увидеть там свою команду.
 
Как игроку зарегистрироваться на ESL и вступить в команду.
Как регистрироваться на ESL, мы писали выше. Для вступления в команду - проще всего, если кэп скинет игроку ссылку на команду, но можно и найти команду через поиск на сайте. После ввода пароля игрок вступает в команду.
Как участвовать в турнире и ввести результаты. Смотрим гайд с картинками тут (С ПУНКТА 4)
Вкратце - если вы успешно зарегистрировались, то за 5-10 минут до матча, в разделе "сетка турнира" вы найдете свою команду. Если у команды нет соперника, просто подождите следующего тура (как правило 30-40 минут), если соперник есть, нажимаете на VS между командами и видите на какой карте играть, кто создает тренировочную комнату (тот, кто слева), время начала матча.
Предположим, комнату создаете вы. Внизу, в меню матчи (серое) появится чат с командой соперником. Как правило, там задается вопрос "кого приглашать", далее приглашаете указанного игрока в тренировочную комнату, он пишет в тренировочный чат остальных игроков, и вы приглашаете их тоже.
Далее играете, после чего вводите результаты, как это описано в гайде по ссылке выше (п 10).
Полный регламент турниров ESL 7/42 можно почитать тут
 
21. Что такое Weplay, и как начать в ней играть?
Виплей http://weplay.tv/wot еще одна независимая система для проведения турниров, в том числе по WoT в формате 7/42. На мой взгляд, она не такая популярная, как ESL, но у этой лиги есть свое преимущество - турниров больше, и они проходят по будним дням в вечернее время. В остальном все почти так же, как и в ESL, то есть, бои проводятся не автоматически, а в создаваемой игроками тренировочной комнате. Единственное существенное отличие - чат каждого турнира общий, там сидят админы (судьи) и именно там команды публикуют результаты встреч. Мануалы у Виплей хорошие, так что разобраться будет легче:
Правила DayCup (зайдя на страницу любого турнира, вы найдете правила в меню слева).
 
22. Еще немного особенностей игры в независимых лигах. Правило 8 очков. "Пик" команд.
Читая регламент турнира или лиги, Вы можете столкнуться с упоминанием о "правиле 8 очков". В частности, на момент написания статьи это правило действует в лигах ESL и Weplay, а также в оффлайн-части голден-лиги варгейминг. Оно означает, что команда, получившая по итогам боя перевес на 8 очков, выигрывает бой. Не обязательно при этом уничтожать полноценный танк 8го уровня. Можно уничтожить, например, танк 6го уровня и оба Т1. Изначально правило предназначалось для борьбы с чересчур пассивной игрой, однако, по мнению некоторых профессиональных игроков и капитанов команд, в ряде случаев оно действует ровно наоборот, провоцируя более осторожную игру, поскольку команда, получившая перевес, становится в глухой деф, разобрать который, имея меньшее количество танков, очень сложно.
Еще один термин, с которым можно столкнуться в независимых лигах, где бои проводятся в тренировочных комнатах - пик команды. Это поочередное выставление танков (запись в чате тренировочной комнаты), благодаря которому ни одна команда не получает преимущества из за возможности взять контр-сетап. Иногда пик команды также предваряет пик респы. Первая команда выбирает респаун, вторая начинает выбор техники. В ESL пик происходит по схеме 1-2-1. Первая команда называет один танк, вторая - два танка, первая два танка и так далее, пока сетап не будет выставлен. Понятно, что команда, пикающая второй, имеет преимущество, так как ставит последний танк. В Weplay пик происходит по схеме 3-2-2. Пояснять, думаю, излишне. В любом случае, правила пика отражены в регламенте турнира, проверяйте перед регистрацией.
 
 
23. Регулярные (и не очень) турниры, лан-финалы
Кроме регулярных лиг, ежегодно проводится достаточно большое количество разнообразных турниров. Сегодня практически все крупные турниры проводятся при поддержке компании Варгейминг, то есть, с автоматической системой регистрации и проведения боев (см 7.2). Как правило, турнир состоит из онлайн части формата плей-офф и групповой лан части. Лан часть или лан-финал проводится оффлайн в специально оборудованном зале, при стечении зрителей и болельщиков и так далее. Однако, на лан финалы чаще всего попадают про-команды, так что даже если вы не готовы ехать в другой город ради пары боев, поучаствовать в онлайн-части и получить опыт (а то и призовые за успешную игру) имеет смысл.
Крупнейшие киберспортивные турниры:
WCG - олимпийские игры в мире киберспорта, самый престижный турнир
GeForce eSports WoT - серьезный международный турнир от известнейшего производителя игровых видеокарт, вероятно, самый большой призовой фонд для отдельного турнира (не считая Лигу WG)
Techlabs Cup - международный технофестиваль, объединяющий киберспортивные турниры, оверклокинг и моделирование, один из крупнейших турниров по WoT в странах СНГ.
Турнир "Время танков" на призы Ситилинк - крупнейший непрофессиональный турнир WoT в России, к участию не допускаются ПРО-команды. Этапы турнира завершаются LAN-финалами в различных городах России.
Уральская сталь
Лига Gametrix
 
24. Авторы и благодарности.
yesless, со-капитан и менеджер команд Kerosin (серебро вг, ESL), kerosin _ ff (бронза вг) / аффтар
1h8u, капитан и менеджер команды SAINT (серебро вг, призер ESL) / большая часть раздела о турнирной технике, дополнения к разделам о создании команды и наборе игроков, общая редакция статьи
Ekamitis, участник сильвер лиги вг / общая редакция статьи, spellcheking
Irkdog, со-капитан команды Kerosin (серебро вг, ESL) / общая редакция статьи
Благодарим за поддержку постоянных участников темы "влияет ли скилл игрока на статистику"